English (United Kingdom)Russian (CIS)

Авторы:

Христова Юлия Николаевна Доктор экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления торговлей. Экономический университет – Варна

Аннотация:

Автомобильный рынок Болгарии хорошо развит, но недостаточно изучен. В условиях турбулентности конкурентная динамика непрестанно меняет карту рыночного позиционирования и ставит под сомнение возможность его устойчивого функционирования. Исследователи пока не пришли к консенсусу относительно индикаторов результативности, источников преимуществ и состава конкурентов, на основе которых определяется позиционирование фирм. Статья посвящена оценке устойчивости конкурентных позиций на примере пяти основных импортеров автомобилей в Болгарии в 2015–2019 гг. Методологическая база исследования включает теоретические аспекты конкурентного позиционирования, бенчмаркинга и конкурентных преимуществ предприятий. Использованы методы дескриптивного и DuPont анализа, а также анализа уровня устойчивого роста для оценки позиций фирм по одиннадцати ключевым показателям результативности. Полученные данные свидетельствуют о стабильности позиций и равномерности в распределении индикаторов результативности импортеров автомобилей в Болгарии. Основные проблемы деятельности лидеров автомобильного рынка связаны с низкими показателями валовой, операционной и чистой прибыли от реализации автомобилей, их высокой себестоимостью и необходимостью более эффективного управления запасами. Представлены предложения по усовершенствованию автомобильного бизнеса, включающие стратегию дифференциации, направленную как на автомобильный бренд, так и на коммерческие услуги; замену традиционной бизнес-модели на омниканальную; повышение привлекательности ценовой и логистической стратегий и стратегии диверсификации. Исследование может представлять интерес для импортеров автомобилей в Болгарии и стать основой для более углубленного и детального анализа конкурентоспособности автомобильного рынка и фирм.

Ключевые слова:

устойчивое позиционирование; импортеры автомобилей; конкурентное преимущество; конкурентоспособность; рынок автомобилей; Болгария.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Христова Ю.Н. (2021). Устойчивость конкурентного позиционирования и вызовы для импортеров автомобилей в Болгарии // Управленец. Т. 12, № 3. С. 67–80. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-3-6.