English (United Kingdom)Russian (CIS)
Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции

Автор:

Владимирова Ирина Геннадьевна, Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента. Российский университет дружбы народов

Конина Наталия Юрьевна, Доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ (МГИМО)

Ефремов Виктор Степанович, Доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента. Российский университет дружбы народов

Аннотация:

Статья посвящена выявлению особенностей транснационализации международных компаний в условиях глобализации мировой экономики. Определена специфика активности действующих компаний на международных рынках, осуществляющих прямые зарубежные инвестиции, имеющих представительства, филиалы, дочерние и совместные предприятия за рубежом, а также выполняющих международные коммерческие операции. Приведена авторская интерпретация, уточнение и верификация тенденций и особенностей активности международных компаний на зарубежных рынках. Методологическая база включает концептуальные подходы к изучению транснационализации деятельности компаний, теоретические положения международного менеджмента. Исследование основано на базах данных UNCTAD, Orbis. Проанализирована работа крупнейших компаний. В результате выявлен рост показателей, характеризующих их зарубежную деятельность. Определены структурные изменения в составе крупнейших корпораций и, прежде всего, повышение доли и усиление роли цифровых компаний. На основе оценки уровня транснационализации деятельности международных компаний и легкости прямых иностранных инвестиций сделан вывод, что транснационализация в текущих условиях не связана с вложениями компаний в дорогостоящие активы. Выявлены значительные изменения в структуре международных операций обмена товарами, услугами и факторами производства. Наблюдается сдвиг от трансграничных операций, основанных на прямых иностранных инвестициях, к операциям, не связанным с вывозом капитала.

Ключевые слова:

транснационализация компаний; международная компания; транснациональная корпорация; мультинациональная компания (МНК); мультинациональное предприятие; цифровая компания.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Владимирова И.Г., Конина Н.Ю., Ефремов В.С. (2020). Транснационализация международных компаний: особенности и тенденции // Управленец. Т. 11, № 4. С. 70–81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-6.