English (United Kingdom)Russian (CIS)
Моделирование конкурентного поля предприятия: структурный подход

Авторы:

ЯРОШЕВИЧ Наталья Юрьевна Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

Статья посвящена моделированию и эмпирической оценке функционирования конкурентного поля предприятия. Методологическая база исследования основана на включает: теории отраслевых рынков, теории организационных полей и теории конкурентного поля. Доказано, что отраслевой рынок можно рассматривать как конкурентное поле, определенное фирмой (или навязанное ей), где реализуется стратегическое взаимодействие в рамках формируемых статусных иерархий фирм-участников. Такой подход позволяет более полно учесть и сложившуюся на рынке структуру, и поведение фирмы. Для характеристики конкурентного поля предложено использовать показатели структуры рынка, монопольной власти и властной асимметрии. Автором обоснован выбор показателей для их оценки. Для оценки структуры рынка выбран модифицированный индекс Херфиндаля-Хиршмана; для монопольной власти – индекс Бейна; для властной асимметрии – его отклонение. На основании сочетания значений выбранных показателей выделены четыре типа конкурентного поля и построена матрица определения конкурентных полей. Эмпирическая апробация предложенного подхода проводилась на примере 8 отраслей промышленности. Результаты эмпирической части исследования позволили выявить только три типа (из четырех) конкурентного поля в исследуемых отраслях промышленности. Динамический анализ отраслей показал, что все они являются устойчивыми олигополиями с низким уровнем развития конкуренции. Сформировавшиеся на отраслевых рынках конкурентные поля являются своеобразной «ловушкой», так как не стимулируют промышленные предприятия к развитию технологических и управленческих инноваций. Предложенный автором подход является универсальным и может быть использован для определения конкурентного поля на других отраслевых рынках.

Ключевые слова:

структура рынка; моделирование; конкурентное поле; предприятие; отраслевой рынок.

Скачать полный текст статьи

Библиографическая ссылка: Ярошевич Н.Ю. Моделирование конкурентного поля предприятия: структурный подход // Управленец. 2019. Т. 10. №2. С. 31–40. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-2-4.