English (United Kingdom)Russian (CIS)
Взаимосвязь дивидендной политики и корпоративной репутации в российских компаниях

Автор:

Вавилина Алла Владимировна Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Российский университет дружбы народов, Экономический факультет

Леванова Лидия Николаевна Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Экономический факультет

Ткаченко Ирина Николаевна Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративной экономики и управления бизнесом. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

В статье анализируется становление и развитие процедуры выплаты дивидендов в российских компаниях. Рассматривается содержание корпоративной репутации и ее составляющих. Будучи индикатором прибыльности и финансовой стабильности, дивиденды согласно сигнальной теории выполняют роль детерминанты устойчивого развития компании. Это отражается на цене ее акций и формирует корпоративную репутацию для инвесторов. Исследуется динамика выплат дивидендов ведущими российскими компаниями, выделяются этапы зарождения и формирования дивидендной политики в России, отраслевая специфика и господствующий тип дивидендной политики. Применена классификация типов дивидендной политики: консервативная, умеренная, агрессивная. В работе использовались методы анализа и синтеза, эконометрического моделирования – построения регрессионных моделей. В качестве исходного материала для анализа послужили статистические данные и результаты рейтингов российского института директоров (РИД); статистика интернет-сайтов. Результаты исследования показывают, что российские компании начиная с 2001 г. выплачивают дивиденды с целью формирования инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов. Данное обстоятельство позволяет предположить, что зарождающаяся дивидендная политика становится одним из индикаторов корпоративной репутации российских компаний. Не обнаружена статистически значимая зависимость цен акций отечественных компаний от размеров выплачиваемых дивидендов, но выявлены отдельные доказательства реализации сигнальной теории в экономике России. Определено, что агрессивная дивидендная политика, господствующая в компаниях с государственным участием, обусловлена спецификой нормативно-правовой базы страны и стремлением остальных компаний повысить свою репутацию в глазах инвесторов.

Ключевые слова:

корпоративное управление; корпоративная репутация; дивидендная политика; цена акций корпорации.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Вавилина А.В., Леванова Л.Н., Ткаченко И.Н. Взаимосвязь дивидендной политики и корпоративной репутации в российских компаниях // Управленец. 2019. Т. 10. №4. С. 14–23. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-4-2.