English (United Kingdom)Russian (CIS)
Методология парадигм в исследованиях организационного роста

Автор:

Кузьмин Сергей Сергеевич Кандидат технических наук, докторант кафедры экономики инновационного развития. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация:

Статья посвящена обоснованию и описанию парадигм, объединяющих в группы гипотезы, теории, модели организационного роста и определяющих исходные принципы, направления и методологию исследований в данной сфере. Базой исследования служит парадигмальный подход к реконструкции теоретического знания об организационном росте, разработанный Т. Куном и дополненный концепцией научных исследовательских программ И. Лакатоса. Концепции организационного роста объединены в три парадигмы на основании общих теоретических и методологических принципов, составляющих ядро каждой из них. Выделяется каузальная парадигма, рассматривающая организацию как детерминистскую, механическую систему, ориентированную на поиск законов развития, описывающих взаимно-однозначные причинно-следственные связи между элементами и субсистемами организации. Также описываются две парадигмы, в основании которых лежат представления об организации как органической системе, способной к саморазвитию и повышению собственной сложности. Одна из них – парадигма результатов роста, теории и модели которой трактуют организационный рост как естественный процесс, подобный росту и развитию живых организмов (онтогенезу). Главная исследовательская задача в рамках данной парадигмы формулируется как определение инноваций, свойственных для каждого нового этапа жизненного цикла компании, и создание благоприятных условий для их реализации. Последняя парадигма – процессная, исследующая, как рост отражается на структуре организации и внутрифирменных процессах.

Ключевые слова:

организационный рост; парадигмы; жизненный цикл организации; модели организационного роста; механистические организации; органические организации; системный подход.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Кузьмин С.С. (2019). Методология парадигм в исследованиях организационного роста // Управле- нец. Т. 10. № 5. С. 52–62. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-5-6.