English (United Kingdom)Russian (CIS)
Академическая карьера молодого ученого: мотивация и профессиональная роль

Авторы:

Герасимова Ольга Ярославовна Cтарший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами. Южный федеральный университет

Крячко Виктория Игоревна Аспирант факультета экономических наук. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация:

Статья посвящена проблемам воспроизводства человеческого капитала высшей школы. Снижение показателей результативности аспирантуры обусловило исследовательский интерес к влиянию мотивации поступления в аспирантуру на принятие решений молодыми исследователями и преподавателями относительно своего профессионального развития и вы- бора роли в академической среде. Методологической базой исследования являются мотивационная теория ожиданий В. Врума, а также теоретические подходы к анализу мотиваций поступления в аспирантуру и ее роли в академической среде. Информационная база основана на результатах проведенного социологического исследования – опроса 1429 аспирантов из 5 федеральных университетов. Авторы подвергают проверке гипотезу о том, что каждая из существующих профессиональных ролей (тьютора, исследователя и администратора) определяется индивидуальным набором мотиваций входа в академическую среду и применяют для этого статистический метод – мультиномиальной логит-регрессии. Выбор академической среды в значительной мере выступает осознанным и самостоятельным. Предпочтение ролей преподавателя и исследователя определяется целенаправленной мотивацией к данным видам деятельности, интересом к особенностям работы в академической среде (гибкий график, стабильная зарплата и др.). Исследовательская стратегия имеет более широкий спектр мотиваций и более устойчива по сравнению с остальными. Выбор карьеры администратора характерен для поступивших в аспирантуру «по инерции». Результаты исследования позволяют выявить ключевые мотивы аспирантов в разрезе предпочтений профессиональных ролей, что имеет ценность при формировании политики отбора аспирантов в соответствии с целями вуза и запросами общества и государства.

Ключевые слова:

человеческий капитал высшей школы; роли преподавателя; академический рынок труда; аспирантура; мультиномиальная логит-регрессия; мотивы поступления в аспирантуру.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Герасимова О.Я., Крячко В.И. (2019). Академическая карьера молодого ученого: мотивация и профессиональная роль // Управленец. Т. 10. № 6. С. 77–87. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-6-7.