Пространственный аспект региональной политики в сфере развития системы профессионального образования |
Авторы: Дворядкина Елена Борисовна Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, проректор по научной работе. Уральский государственный экономический университет Ефимова Елена Георгиевна Старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления. Уральский государственный экономический университет Аннотация: Формирование национальных преимуществ на основе региональной системы профессионального образования (РСПО) представляется актуальной проблемой в контексте вовлечения России в глобальную технологическую конкуренцию. В условиях наступления четвертой промышленной революции странам и регионам необходимо эффективно использовать свои конкурентные преимущества. РФ должна совершить рывок для выхода на мировой уровень конкуренции, на что направлен ряд национальных стратегий и программ социально-экономического развития. Вместе с тем социально-экономическому развитию регионов препятствуют высокая степень дифференциации территорий и недостаточный учет пространственных факторов развития. Статья посвящена вопросам развития РСПО, определению направлений региональной политики, учитывающих отличительные особенности ее пространственных элементов. Методологическую базу исследования составили теория пространственного развития, гуманистическая теория и теория социоэкономики как одна из ее составляющих. Методы исследования включают корреляционно-регрессионный анализ и построение эконометрических моделей для проверки выдвинутых гипотез, выявления приоритетных направлений региональной политики в сфере профессионального образования. Статистической базой являются полученные индексные значения пространственной организации РСПО, выбранные статистические показатели за период 2004–2017 гг. Результатом исследования стало подтверждение ряда гипотез о влиянии вклада РСПО в формирование трудового потенциала экономики региона. Исследование может быть полезным для государственных и региональных органов власти при разработке стратегии развития системы профессионального образования. Ключевые слова: региональная система профессионального образования (РСПО); управление развитием РСПО; региональная политика; трудовой потенциал; пространственная организация; дифференциация регионального развития . |