English (United Kingdom)Russian (CIS)
Антимонопольное регулирование продуктовых экосистем: случай «АО “Лаборатория Касперского” – Apple Inc.»

Авторы:

Шаститко Андрей Евгеньевич, Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики. МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет

Павлова Наталья Сергеевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентной и промышленной политики. МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет

Кащенко Надежда Васильевна, Патентный поверенный РФ, руководитель управления интеллектуальной собственности и антитраста. АО «Лаборатория Касперского»

Аннотация:

Использование экосистемной бизнес-модели способно не только принести существенные выигрыши компании, но и создать дополнительные риски, в том числе в сфере нарушения антимонопольного законодательства. Статья посвящена анализу функционирования экосистемы компании Apple Inc., ставшей в последнее время объектом целого ряда жалоб со стороны независимых разработчиков программного обеспечения и расследований антимонопольных органов. Показано, как уникальное положение в собственной экосистеме может привести к появлению признаков доминирования на рынке. В результате действия, направленные на повышение эффективности собственных сервисов, могут быть интерпретированы как ограничение конкуренции путем создания дискриминационных условий и препятствий к доступу на рынок для независимых разработчиков. Анализ основан на публичной информации о действиях Apple Inc., касающихся сторонних разработчиков, а также о недавнем расследовании в отношении данной компании по заявлению АО «Лаборатория Касперского». Поводом к возбуждению дела стали действия Apple Inc., устанавливающие новые правила для магазина приложений App Store и ухудшающие работу приложения родительского контроля «Kaspersky Safe Kids». Методологически работа базируется на концептуальных положениях теории экосистем и теории организации отраслевых рынков. Основным методом исследования является кейс-стади. Продемонстрировано, как действия компании Apple Inc. можно интерпретировать с точки зрения антимонопольных запретов в свете концепций ключевых мощностей, связанных продаж, рынков связанных товаров и концепции «рычага» (leveraging). Данные концепции можно применить к поведению Apple Inc., в том числе к закрытому типу построенной экосистемы.

Ключевые слова:

закрытые экосистемы; мобильные устройства; антимонопольное законодательство; злоупотребление доминирующим положением; дискриминационные условия.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Шаститко А.Е., Павлова Н.С., Кащенко Н.В. (2020). Антимонопольное регулирование продуктовых экосистем: случай «АО “Лаборатория Касперского” – Apple Inc.» // Управленец. Т. 11, № 4. С. 29–42. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-3.