Отклоняющееся поведение стейкхолдеров российского высшего образования |
Авторы: Устюжанина Елена Владимировна Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Молокова Елена Леонидовна Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления. Уральский государственный экономический университет Аннотация: Статья посвящена исследованию отклоняющегося поведения стейкхолдеров высшего образования. Методологический базис исследования – совокупность управленческих, социологических и экономических теорий, имеющих гносеологический потенциал для понимания изучаемого явления в сфере высшего образования. Отклоняющееся поведение рассматривается как поведение, не совпадающее с предписанными социальными нормами. Посредством методов индукции и абстрагирования были установлены ключевые тренды эволюции научных подходов к пониманию отклоняющегося поведения. Установлены важнейшие тренды в развитии научного понимания отклоняющегося поведения, в ряду основных: вектор исследований от идентификации отклонений (девиаций) к разработке направлений их нивелирования, от изучения характеристик индивидуумов к изучению характеристик институциональной среды как фактора отклонения. Идентифицированы факторы и построена таксономия типов отклоняющегося поведения стейкхолдеров с учетом особенностей развития высшего образования в России. Определены устойчивые модели оппортунистического поведения стейкхолдеров высшего образования. По результатам анализа общественных отношений в сфере высшего образования сделан вывод, что отклоняющееся поведение интенсифицируется в условиях нестабильности и высокой динамики изменений институциональной среды, когда правила перестают быть понятными, привычными, начинают противоречить рутинам, сложившимся ранее практикам и ценностям. Ключевые слова: стейкхолдеры; система высшего образования; отклоняющееся поведение; оппортунистическое поведение; институциональная среда. |