English (United Kingdom)Russian (CIS)
Управление инфляцией и адекватность таргетирования политике экономического роста

Авторы:

Сухарев Олег Сергеевич Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник. Институт экономики Российской академии наук

Аннотация:

Статья посвящена управлению инфляцией. Предметом исследования выступает связь динамики цен и экономического роста в контексте двух основных подходов, описывающих подобную связь – фишеровского и шумпетеровского. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют разработки в области управления инфляцией неоклассической и кейнсианской экономических школ. Методом исследования выступает авторская эконометрическая модель, позволяющая увидеть влияние такого института, как таргетирование инфляции. Доказано, что в российской экономике не устанавливается очевидной связи между инфляцией и создаваемым продуктом, то есть «фишеровская» модель обеспечения роста, когда необходимо обязательное подавление инфляции для организации роста, не является обоснованным условием. Полученная аналитическая модель связи инфляции и темпа роста при вводе жесткого института – правила таргетирования, которому следуют финансовые структуры, подтверждает, что политика таргетирования нейтральна к соотношению совокупного спроса и предложения. Следование такой политике может создать новые контуры роста затрат и увеличить инфляционное давление. Такой способ управления инфляцией является низкоэффективным, поскольку воздействия на объект, вроде бы приводящие к его изменению в нужном направлении (снижению инфляции), будут фактически способствовать увеличению инфляции. Основной вывод сводится к тому, что если и использовать таргетирование как вид антиинфляционной политики, то таргет должен изменяться соразмерно с изменением ситуации и, как минимум, быть определен диапазоном, чтобы давать возможность приспособиться экономике к динамическому изменению ее прочих параметров.

Ключевые слова:

управление инфляцией; экономический рост; «фишеровская»модель роста; «шумпетеровская» модель роста; таргетирование инфляции; совокупный спрос; совокупное предложение; рецессия.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Сухарев О.С. (2020). Управление инфляцией и адекватность таргетирования политике экономического роста // Управленец. Т. 11. №1. С. 33–44. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-1-4.