English (United Kingdom)Russian (CIS)
Измерение ценности в бизнес-моделях совместного использования

Авторы:

Степнов Игорь Михайлович, Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления активами. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ (МГИМО). Профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ковальчук Юлия Александровна, Доктор экономических наук, профессор кафедры управления активами. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ (МГИМО). Профессор кафедры энергетического сервиса и управления энергосбережением. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Аннотация:

Экономика совместного использования формирует современный устойчивый тренд, сочетая экономическую и общественно-этическую выгоду пользования, а не владения вещами. Статья посвящена исследованию таких факторов, как социальное одобрение, экономический выбор и цифровая координация, влияющих на результативность бизнес-моделей совместного использования, но не получивших в настоящее время полного ценностного измерения. Методологической базой исследования послужили неоклассическая и неоинституциональная экономические теории, концепция экономической коллаборации. В качестве методов исследований применялись ценностно-ориентированный подход к сущностному раскрытию бизнес-моделей совместного использования, критический анализ особенностей экономического выбора между сбережением и потреблением, качественный анализ спроса, основанного на социально подтвержденной заинтересованности в совместном потреблении. Представлены пять типов моделей создания и перераспределения доходов при совместном использовании. Установлено, что ключевым преимуществом совместного использования выступает подтвержденный спрос нового класса потребителей, снижающий вероятность маркетинговых ошибок. Обосновано, что любая форма совместного потребления для обеспечения прозрачности сделок и корректности налогообложения должна быть идентифицирована как услуга. Разработана оригинальная модель оценки нижней границы создаваемой стоимости, учитывающая частоту повторных обращений потребителя к ранее оказанной услуге при допущении, что социальное одобрение смещает линию выбора, а не создает новую ценность. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается во вкладе в ценностное измерение совместного потребления на основе сигналов потребителей в форме общественного одобрения (социальной инициативы или тестирования) и оценки выгодности (нижней границы) совместного использования конечным потребителем.

Ключевые слова:

бизнес-модель; экономика совместного использования; экономическая коллаборация; ценностное управление; управление активами; социальная ценность; координация.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. (2020). Измерение ценности в бизнес-моделях совместного использования // Управленец. Т. 11, № 5. С. 58–69. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-5-5.