Стратегии менеджмента знаний в компаниях: тенденции и влияние Индустрии 4.0 |
Аuthors: Колясников Максим Сергеевич, Аспирант кафедры экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Кельчевская Наталья Рэмовна, Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Abstract. Современные компании переживают трансформацию привычных бизнес-моделей, на основе которых рождается потребительская ценность и, следовательно, конкурентоспособность бизнеса. Актуальность приобретают новые технологические ориентиры, основанные на сетевой интеграции, интеллектуальных технологиях и гибкой автоматизации. Появляются новые конкурентные возможности, ключевыми управляющими бизнес-процессами становятся менеджмент знаний и управление интеллектуальным капиталом. При формировании стратегического видения компаниям важно отобрать релевантные данные из потока информации о внешней и внутренней среде, превращая их в организационное знание, являющееся ключевым ресурсом. Статья посвящена анализу опыта работы российских и зарубежных компаний по внедрению масштабируемых моделей, ориентированных на широкое применение Индустрии 4.0. Также определяются принципы и стратегии управления знаниями, которые позволяют таким компаниями поддерживать конкурентоспособность в стратегической перспективе. Методологическая база представлена теоретическими положениями менеджмента знаний и концептуальными положениями ресурсного подхода. Методами исследования являются логико-структурный анализ и систематизация, а также ситуационный метод кейс-стади. Эмпирическую базу составиляют кейсы шести компаний, сформированные из открытых источников. Полученные результаты показали целесообразность применения ситуационного подхода к менеджменту знаний: компании используют различные стратегии накопления и обмена знаниями в зависимости от уровня зрелости и области внедрения Индустрии 4.0. Предложен ситуационный подход к стратегическому менеджменту знаний тех компаний, которые успешно применяют технологии четвертой промышленной революции. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении общих подходов к управлению знаниями в различных условиях. Статья может быть полезна менеджерам, принимающим ключевые решения в компаниях. Keywords: Индустрия 4.0; управление знаниями; стратегический менеджмент; ситуационный подход; бизнес- процессы; бизнес-модели. |