English (United Kingdom)Russian (CIS)
Исследование производственной дифференциации на промышленных рынках машиностроения: факторы предложения

Авторы:

Ярошевич Наталья Юрьевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

В условиях турбулентности внешней среды актуален поиск адаптивных стратегий. Особенно остро эта проблема проявляется на промышленных рынках. Одной из наиболее распространенных стратегий предприятия является дифференциация. Многочисленные теории дифференциации опираются на особенности спроса потребителей и часто не учитывают факторы предложения продукта. Но эти факторы становятся базовыми при определении генерической стратегии развития промышленного предприятия. Статья посвящена изучению производственной дифференциации, обоснованию определяющих ее факторов предложения. Методологическим каркасом исследования служат теория отраслевых рынков, теория стратегического управления и микроэкономический подход. В качестве методов исследования использованы общенаучные методы логико-структурного анализа. Эмпирическую базу исследования составили данные девяти промышленных рынков машиностроения Российской Федерации. В результате изучения теоретических подходов к обоснованию существования производственной дифференциации определены ее базовые факторы: специализация и наличие (отсутствие) эффекта масштаба. Для оценки факторов предложено использовать коэффициент отраслевой специализации и показатель абсолютного преимущества в издержках. Матрицирование отраслевых рынков машиностроения по параметрам «уровень отраслевой специализации» и «эффект масштаба» позволило выделить три типа производственной дифференциации и соответствующие им генерические стратегии. При наличии эффекта масштаба и узкой специализации предприятию следует выбирать стратегию «захват ниши», сочетание эффекта масштаба и широкой специализации требует стратегии широкой дифференциации. Генерической стратегией машиностроительного предприятия при отсутствии эффекта масштаба для широкой и узкой отраслевой дифференциации выступает конкурентный маркетинг. Предложенный методический подход выбора типа производственной дифференциации универсален и может быть использован для обоснования генерических стратегий промышленных предприятий.

Ключевые слова:

дифференциация; производственная дифференциация; промышленные рынки; машиностроение; специализация; эффект масштаба; генерическая стратегия.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Ярошевич Н.Ю. (2020). Исследование производственной дифференциации на промышленных рынках машиностроения: факторы предложения // Управленец. Т. 11, № 5. С. 47–57. DOI: 10.29141/2218-5003-2020- 11-5-4.