Влияние этического лидерства и личных характеристик на уровень профессионального выгорания преподавателей |
Автор: Эминэ Генц, PhD, доцент факультета экономики и управления. Бартынский университет Аннотация: Формирование внутрикорпоративных этических принципов – основная задача концепции этического лидерства (ЭЛ). Статья посвящена изучению взаимосвязи между приверженностью преподавателей ценностям ЭЛ и профессиональным выгоранием, а также анализу влияния ряда факторов (пол, профессиональная специализация и опыт работы в должности) на степень профессионального истощения. Методологический каркас исследования включает теоретические положения стратегического менеджмента и индустриально-организационной психологии, в частности, одного из ее подразделов – управленческой психологии. Информационную базу составили результаты опросов 477 респондентов. Для оценки полученных данных применялись методы статистического и эконометрического анализа, а также методика оценки профессионального выгорания К. Маслач и шкала этического лидерства. Проведенные расчеты обнаружили значимую отрицательную связь между ЭЛ и эмоциональным истощением (r = – 0,099, p < 0,05), а также уровнем личных достижений (r = – 0,103, p < 0,01). Результаты исследования свидетельствуют о низком уровне эмоционального выгорания и деперсонализации респондентов, а также об их высокой удовлетворенности результатами труда и положительном восприятии ЭЛ. Среди возможных направлений для дальнейшего изучения тематики отметим анализ дополнительных личных характеристик преподавателей, а также смену географической локации исследования. Ключевые слова: стратегический менеджмент; профессиональное выгорание; этическое лидерство; личностные характеристики; преподаватель. |