English (United Kingdom)Russian (CIS)
Стратегии серийных предпринимателей при создании инновационного бизнеса: типология и оценка

Авторы:

Глухих Павел Леонидович, Кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований. Институт экономики УрО РАН

Головина Алла Николаевна, Доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы корпоративного образования, исполняющий обязанности заведующего кафедрой экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

В условиях неопределенности обостряется проблема недостаточной экономической активности населения, которая требует решения для обеспечения технологического развития России. Вместе с тем в российском государственном управлении не учитывается потенциал серийных предпринимателей в создании новых компаний. Статья посвящена разработке типологии и оценке стратегий создания серийными предпринимателями инновационного бизнеса. Методологию исследования составили теории предпринимательства и стратегического управления и концепция серийного предпринимательства. Методами работы выступили ретроспективный анализ, анализ кейсов и индикативный анализ. Информационной основой послужили сведения базы данных «СПАРК» о деятельности российских технологических предпринимателей, в 2019 г. вошедших в рейтинг «ТехУспех». Разработано комплексное определение серийного технологического предпринимательства, учитывающее две его разновидности – последовательное и параллельное предпринимательство. На основе ретроспективного анализа по признакам технологичности и очередности создания бизнеса сформирована авторская типология стратегий создания предпринимателями инновационных компаний: межотраслевая нетехнологическая и отраслевая технологическая диверсификация, отраслевой и межотраслевой поиск (накопление). Установлена востребованность открытия последующих бизнесов. Разработан авторский методический инструментарий оценки результативности стратегий. Его апробация подтвердила, что самой выгодной по совокупной результативности является стратегия «От услуг в технологической сфере к производству». Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в эмпирической проверке предположения о высокой результативности серийных технологических предпринимателей и внедрении разработанных рекомендаций органами власти для активизации положительного серийного поведения.

Ключевые слова:

серийное предпринимательство; инновационный бизнес; результативность; стратегии компании; создание бизнеса; серийное поведение; технологическое предпринимательство.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Glukhikh P.L., Golovina A.N. (2021). Serial entrepreneurs’ strategies for innovative business: A typology and assessment // Управленец. Т. 12, № 5. С. 84–95. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-6.