English (United Kingdom)Russian (CIS)
Взаимодействие цифровых платформ с ключевыми заинтересованными сторонами: контент-анализ

Авторы:

Раменская Людмила Александровна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

Цифровые платформы стали неотъемлемой частью ландшафта современного бизнеса. Успешность их деятельности во многом зависит от того, насколько эффективно менеджмент выстроил взаимоотношения с другими платформами и прочими заинтересованными сторонами. Вместе с тем многие аспекты такого взаимодействия остаются неизученными. Исследование посвящено выявлению стейкхолдеров и их интересов, оказывающих наиболее существенное влияние на цифровые платформы разных типов. Методологической основой работы послужил стейкхолдерский подход. В качестве основного метода использовался качественный и количественный контент-анализ. Информационную базу исследования составили более 19 000 новостных текстов крупнейших информационных агентств за период с 1 апреля 2020 г. по 1 мая 2021 г., выделенных согласно используемой типологии платформ (рекламные, «облачные», продуктовые, бережливые, маркетплейсы). Установлено, что наиболее часто среди заинтересованных сторон упоминаются другие платформы, общество и государство. Анализ текстов с упоминанием других платформ показал, что рынок платформ представляет собой постоянно растущую монополию нескольких крупных игроков, при этом «облачные» и бережливые платформы нередко упоминаются вместе. Подтверждено предположение о том, что платформы – мировые лидеры обычно разделяют «общую судьбу» (воздействие других стейкхолдеров или обстоятельств на несколько платформ). Показатели сотрудничества и конкуренции для большинства платформ, за исключением «облачных» (ввиду специфики их деятельности), имеют близкие значения, что говорит о наличии коопкуренции. Исследование общественного отношения к платформам выявило преобладание нейтральных текстов. Вместе с тем среди эмоционально окрашенных сообщений превалируют имеющие негативный характер, что свидетельствует о настороженной позиции общества по отношению к цифровым платформам.

Ключевые слова:

цифровая платформа; заинтересованные стороны; стейкхолдерский подход; коопкуренция; контентанализ.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Раменская Л.А. (2021). Взаимодействие цифровых платформ с ключевыми заинтересованными сторонами: контент-анализ // Управленец. Т. 12, №5. С. 96–106. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-7.