English (United Kingdom)Russian (CIS)
Трансформация франчайзинговой бизнес-модели детского дополнительного образования

Авторы:

Шахова Маргарита Сергеевна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций экономического факультета. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация:

Франшизы всех отраслей российского рынка франшиз испытали влияние пандемии COVID-19, но в зависимости от вида деятельности по-разному перенесли кризис. Сфера детского дополнительного образования в последние несколько лет является одной из наиболее динамично развивающихся и перспективных на российском рынке франчайзинга. В статье рассматриваются проблемы трансформации франчайзинговой модели детского образования в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса. Методология исследования базируется на теоретических положениях концепций бизнес-модели и коммерческой концессии (франчайзинга). В ходе работы использовались общенаучные методы обобщения, анализа, синтеза. На основе канвы бизнес-модели А. Остервальдера – И. Пинье разработан шаблон франчайзинговой бизнес-модели. Проведены анкетирование и глубинные интервью с франчайзерами детского дополнительного образования по вопросам, охватывающим все структурные блоки бизнес-модели. Выявлены существенные изменения в ключевых элементах модели, обусловленные новыми экономическими реалиями. Предложена визуализация содержания франчайзинговых отношений в рамках шаблона бизнес-модели. Результаты работы могут представлять интерес как для исследователей франчайзинга, так и для участников рынка при формировании франчайзинговой стратегии и принятии решения об инвестировании во франшизу.

Ключевые слова:

бизнес-модель; франшиза; франчайзинговый рынок; пандемия; кризис; детское дополнительное образование.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Шахова М.С. (2021). Трансформация франчайзинговой бизнес-модели детского дополнительного образования // Управленец. Т. 12, №5. С. 107–122. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-8.