English (United Kingdom)Russian (CIS)
Влияние лидерства на эмоциональный труд и инновационный климат: роль социального и интеллектуального капитала

Авторы:

Байхан Иса, PhD, доцент кафедры туристического дела. Университет Абант Иззет Байсал

Акова Орхан, PhD, профессор кафедры управления в туризме. Стамбульский университет

Аннотация:

В условиях глобальной конкуренции успех организаций как на национальном, так и на международном уровне определяется линией поведения руководства. С целью противостояния вызовам рынка лидеры компаний выполняют множество функций – управление человеческими ресурсами, обеспечение результативности деятельности компании и другие. Ключевыми «активами» успешного руководителя являются нематериальные ценности предприятия. Статья посвящена изучению роли социального и интеллектуального капитала в воздействии лидерского поведения на эмоциональный труд и инновационный климат. Методологический каркас исследования включает теории социального и интеллектуального капитала, концепцию эмоционального труда А.Р. Хохшильд и теорию инновационного развития. Информационную базу составили результаты опроса 91 менеджера и 457 сотрудников пятизвездочных отелей Турции. Использовались метод путевого анализа С. Райта и принципы обнаружения и оценки медиации Р. Барона и Д. Кенни. Обработка данных осуществлялась в статистическом пакете SPSS-AMOS. Установлено, что социальный капитал является медиатором влияния лидерского поведения на эмоциональный труд и инновационный климат. В то же время интеллектуальный капитал полностью опосредует только связь «лидерское поведение – эмоциональный труд», а в отношениях «лидерское поведение – инновационный климат» его роль частична. Обнаружено, что лидерское поведение, социальный и интеллектуальный капитал не оказывают существенного положительного влияния на эмоциональный труд. Сделан вывод о том, что менеджеры, нацеленные на повышение уровня рассматриваемых ценностей в гостиничном бизнесе, должны внедрять эффективные методы развития лидерства. Углубленный анализ взаимосвязей между исследуемыми переменными позволит повысить эффективность практического применения полученных результатов.

Ключевые слова:

лидерство; социальный капитал; интеллектуальный капитал; эмоциональный труд; инновационный климат; отели; Турция.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Bayhan I., Akova O. (2021). The mediating role of social and intellectual capital in the effect of leadership on emotional labour and innovative climate // Управленец. Т. 12, № 6. С. 2–19. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-6-1.