English (United Kingdom)Russian (CIS)
«И швец, и жнец, и на дуде игрец...»: универсальны ли научно-педагогические работники?

Авторы:

Гозалова Анна Вячеславовна, Аспирант, преподаватель кафедры информационной экономики. Южный федеральный университет

Рыжова Виктория Сергеевна, Младший научный сотрудник Академии психологии и педагогики. Южный федеральный университет

Скачкова Людмила Сергеевна, Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами. Южный федеральный университет

Аннотация:

Традиционно на академических работников возлагается исполнение разнообразных функций – и преподавательских, и научно-исследовательских, и административных, и экспертных. Однако в действительности многие из этих работников не ориентируются на универсальность, а делают выбор в пользу одного или нескольких профилей деятельности. Статья посвящена проблеме несоответствия традиционного распределения профессиональных функций научно-педагогических работников (НПР) их реальному выполнению. Методология исследования сформирована на основе позитивной агентской теории, позволяющей объяснить особенности социально-трудовых отношений в академической сфере. Использовались методы дескриптивного, частотного и регрессионного анализа, в том числе метод логистической регрессии. Информационной базой выступили сведения, полученные в рамках проведенного в 2022 г. опроса 207 научнопедагогических работников Южного федерального университета. Анкета включала как утверждения, характеризующие научный, педагогический, экспертный и административный профили, так и вопросы относительно социально-демографических характеристик респондентов, предпочтительной для них профессиональной роли, результативности труда и удовлетворенности его оплатой. Результаты изучения структуры и частоты выбора НПР профессиональных ролей (профилей) могут использоваться для решения проблем в области социально-трудовых отношений в вузе. Доли «специализирующихся» и «универсальных» сотрудников оказались примерно равными. Обнаружено несоответствие между предпочтительными и фактическими профессиональными функциями респондентов. Выявлено, что специализация согласно определенному профилю влияет на продуктивность деятельности, а увеличение количества профилей работы снижает вероятность удовлетворенности соответствием размера заработной платы объему и сложности выполняемых задач

Ключевые слова:

профессиональные роли; социально-трудовые отношения; ненаблюдаемое поведение; менеджеризм; позитивная агентская теория; академическая сфера; контракты.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Гозалова А.В., Рыжова В.С., Скачкова Л.С. (2022). «И швец, и жнец, и на дуде игрец...»: универсальны ли научно-педагогические работники? // Управленец. Т. 13, № 5. С. 85–101. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-5-6. EDN: OECUWK.