Выбор иностранного рынка сбыта малыми предприятиями: когнитивные искажения и эвристика в процессе принятия решения |
Авторы: Лихарева Наталья Дмитриевна, Ассистент Департамента менеджмента и предпринимательства Школы экономики и менеджмента. Дальневосточный федеральный университет Гаффорова Елена Борисовна, Доктор экономических наук, профессор Департамента менеджмента и предпринимательства. Дальневосточный федеральный университет Новиков Игорь Александрович, Старший преподаватель Департамента социально-экономических исследований и регионального развития Школы экономики и менеджмента. Дальневосточный федеральный университет Аннотация: Классическая эволюционная теория предписывает следование поэтапному процессу интернационализации, однако на практике компании зачастую игнорируют значительную психологическую дистанцию до потребителей целевого рынка и быстро выходят на культурно отдаленные рынки. Статья посвящена изучению процесса выбора иностранного рынка сбыта на примере малых предприятий Приморского края и выявлению факторов, которые позволяют предпринимателям справиться с высоким уровнем неопределенности и игнорировать различия между странами при осуществлении указанного выбора. Методологическую базу исследования составили теории интернационализации, несистемный подход к выбору иностранного рынка сбыта, концепция психологической дистанции, достижения поведенческой экономики и психологии. Для сбора информации использовались методы вербальных протоколов и интервью. Первичные данные 50 протоколов малых предприятий были закодированы и обработаны посредством контент-анализа. На основании полученных сведений описан процесс выбора иностранного рынка сбыта с учетом когнитивных ограничений предпринимателей. Выявлено, что в ходе принятия решения предприниматели ориентируются на существование возможностей за рубежом, а не на уровень риска, полагаясь на эвристику доступности, эвристику привязки и корректировки и ощущение знакомости. Чрезмерная уверенность приводит к поспешным решениям на основе когнитивных упрощений. Эти данные объясняют причины непоследовательной интернационализации малых предприятий Приморского края. Работа является попыткой призвать предпринимателей к более тщательной первичной оценке потенциальных рынков сбыта. Перспективными направлениями дальнейших научных изысканий в этой области могут стать увеличение рассматриваемых случаев, проведение лонгитюдных исследований и более глубокий анализ факторов, формирующих представления предпринимателей о зарубежных странах. Ключевые слова: предпринимательство; интернационализация; психологическая дистанция; когнитивные искажения; эвристика; малые предприятия. |