Модель организационного поведения у студентов-менеджеров: черты «темной триады» |
Авторы: Мудрова Елена Борисовна, Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы административного управления. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Гузикова Людмила Александровна, Доктор экономических наук, профессор Высшей инженерноэкономической школы. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Аннотация: Статья посвящена определению взаимосвязи между психологическими характеристиками личности и организационным поведением сотрудников предприятия как проявлением паттерна, сформированного в ходе университетской подготовки. Анализируются различия в проявлении черт «темной триады» у студентов разных специализаций направления «Экономика и менеджмент». Методологическую основу исследования составили теория личности, Я-концепция, теория социального обмена. Методы работы включали анкетирование студентов с использованием краткого опросника «темной триады» Д. Джонса и Д. Полхуса, сравнительный анализ учебных планов и программ дисциплин, методы описательной статистики. Установлено наличие связи между чертами «темной триады», моделью организационного поведения и выбранной специализацией, что свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к формированию указанной модели. Самый значительный «средний уровень темноты» по показателю полного психологического профиля «темной триады» оказался у осваивающих бизнес-информатику, самый низкий – у изучающих финансовый менеджмент. Сравнение соотношения студентов разных специализаций с «потенциально вредными» чертами и «крайне вредным общепсихологическим профилем» показало следующее: среди обучающихся по программам финансового менеджмента не выявлены лица с токсичностью, превышающей психометрическую норму; изучение государственного и муниципального управления привлекательно для личностей с высоким уровнем нарциссизма, бизнес-информатики – для студентов с наибольшим уровнем макиавеллизма и психопатии. Статистически значимая связь между проявлением токсичности студентов-менеджеров разных специализаций и содержанием образовательных программ шестисеместровой подготовки не выявлена. Общий вывод о наличии связи между токсичными характеристиками личности и выбором специализации согласуется с выводами других исследователей. Авторами статьи обоснована необходимость включения в программы подготовки менеджеров дисциплин, поддерживающих систематическое развитие навыков межличностного общения и предпринимательского мышления как ключевых элементов модели организационного поведения, востребованных работодателями. Ключевые слова: «темная триада»; организационное поведение; профессиональная подготовка; студент-менеджер; требования работодателя; образовательная программа. |