English (United Kingdom)Russian (CIS)

Авторы:

Эрдем Ирем Каймакси, MSc, научный сотрудник кафедры бизнеса. Бартынский университет

Челик Камил, PhD, доцент кафедры информационных систем управления. Бартынский университет

Аннотация:

Новые технологии существенно трансформируют привычки потребителей, в том числе в сфере доставки продуктов питания и готовых блюд. Традиционно заказы оформлялись по телефону или электронной почте, однако развитие средств коммуникации привело к созданию более эффективного и быстрого способа размещения заказов – через мобильные приложения по доставке еды (MFOA). С ростом их популярности вопрос изучения поведения потребителей становится еще более актуальным. Статья направлена на изучение факторов, влияющих на намерения потребителей длительно использовать мобильные приложения по доставке еды. Методологическая основа работы представлена классической теорией маркетинга. Методы исследования – моделирование структурными уравнениями, факторный анализ. Информационную базу работы составили данные опроса 441 пользователя MFOA-приложений Турции, проведенного в декабре 2021 г. – марте 2022 г. Для сбора данных использовалась анкета на основе адаптированной модели UTAUT2: семь исходных переменных дополнены тремя параметрами, специфичными для мобильных приложений, – наличием отзывов, рейтингов и возможностью отслеживания заказа онлайн. Полученные данные анализировались в статистической программе R Software. Результаты исследования показывают, что на намерение потребителей размещать заказы через MFOA-приложения существенно влияют шесть факторов: доступность рейтингов, простота использования, онлайн-трекинг, ценовая политика, привычка и стремление к гедонизму. В то же время такие факторы, как влияние социальной среды, технические характеристики приложений, их общая полезность и онлайн-отзывы, не оказывают значимого влияния на стремление к дальнейшему использованию приложений. Выводы исследования вносят вклад в изучение потребительских предпочтений и могут быть полезны компаниям, использующим MFOA-приложения для увеличения их доли рынка.

Ключевые слова:

потребительское поведение; удержание клиентов; постоянные пользователи; мобильные приложения; доставка еды; UTAUT2; Турция.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Erdem I.K., Çelik K. (2024). Why do people use mobile food ordering apps?: Extended UTAUT2 // Управленец. Т. 15, № 3. С. 99–119. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-3-7. EDN: COEGNA.