English (United Kingdom)Russian (CIS)

Авторы:

Орехова Светлана Владимировна, Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет

Заруцкая Вера Сергеевна, Старший преподаватель кафедры экономики предприятий. Уральский государственный экономический университет

Кислицын Евгений Витальевич, Кандидат экономических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой информационных технологий и статистики. Уральский государственный экономический университет

Аннотация:

Сложная эпидемиологическая обстановка и ускоренная диджитализация переместили вектор развития отдельных рынков и экономики в целом в сторону еще большего сетевого взаимодействия. В отличие от традиционных отраслевых рынков, сети имеют ряд особых характеристик, измерение которых является нетривиальной научно-исследовательской задачей. Статья посвящена разработке комплексного алгоритма, позволяющего оценить сетевые характеристики рынка. Методология исследования представлена совокупностью теорий стратегического менеджмента, среди которых доминирующее место занимает сетевой (отношенческий) подход. Методический инструментарий представлен системой показателей, обобщенных в виде теории графов. Объектом исследования выступает сеть туристических услуг Российской Федерации, интегрирующая более 10 видов экономической деятельности. В результате работы предложено рассчитывать показатели макроуровня (для всей сети) и микроуровня (для конкретных узлов сети). Оценка структуры, связей, кластеризации и других параметров рынка туристических услуг в России свидетельствует о его сетевом характере, совместном создании ценности всеми узлами сети, существенной кластеризации и наличии устойчивых потоков. В дальнейших исследованиях предполагается сосредоточить внимание на экономических характеристиках сетевых взаимодействий рынка.

Ключевые слова:

сети; сетевое взаимодействие; туризм; рынок; стратегический анализ; сетевой анализ.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Орехова С.В., Заруцкая В.С., Кислицын Е.В. (2021). Эмпирическое исследование сетевого взаимодействия на рынке // Управленец. Т. 12, №1. С. 32–46. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-1-3.