Тональный и контент-анализ обращений президентов компаний к акционерам: опыт Испании |
Авторы: Бонсон Энрике, PhD, профессор кафедры финансовой экономики и бухгалтерского учета. Университет Уэльба Переа Давид, Научный сотрудник кафедры финансовой экономики и бухгалтерского учета. Университет Уэльба Азеведо Граса, PhD, профессор Высшего института бухгалтерского учета и управления. Авейрусский университет Аннотация: В статье исследуются потенциальные факторы, способные повлиять на объем текста и тональную окраску обращений президентов компаний, входящих в испанский фондовый индекс IBEX35, к своим акционерам. Авторами выполнен анализ содержания данных обращений. Методологической основой исследования послужила теория самопрезентации, сфокусированная на образах, которые создают компании для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Применялись методы тонового и контент-анализа. Обработка текстового массива обращений и последующая интерпретация полученных данных осуществлялись с использованием статистического пакета «The R Project» и среды для текстового анализа Voyant Tools. Информационная база для оценки тона и объема текста включала 187 обращений к акционерам, опубликованных в период с 2013 по 2018 г.; для контент-анализа выборка была расширена до 321 письма за период с 2008 по 2018 г. Результаты исследования свидетельствуют об усилении позитивной окраски текстов обращений в тех случаях, когда по сравнению с предыдущим периодом наблюдается снижение прибыли после налогообложения (для сглаживания потенциально негативного восприятия), а также в случаях роста вознаграждения членов совета директоров (для трансляции идеи об устойчивом положении компании). Продемонстрированы различия в использовании понятий: в обращениях к акционерам финансовых компаний наиболее часто встречаются слова «рост», «капитал» и «потребители», в то время как для нефинансовых организаций акцентируются слова «рост», «акционеры» и «рынок». Результаты детального анализа содержания обращений президентов компаний могут быть особенно интересны их акционерам. Ключевые слова: контент-анализ; позитивный тон; интеллектуальный анализ текста; финансовый отчет. Ссылка для цитирования: Бонсон Э., Переа Д., Азеведо Г. (2021). Тональный и контент-анализ обращений президентов компаний к акционерам: опыт Испании // Управленец. Т. 12, № 1. С. 78–90. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-1-6. |