English (United Kingdom)Russian (CIS)
Выделение промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей: пример текстильной отрасли

Авторы:

Валитова Лилия Аскаровна, Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории институционального анализа. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Шарко Елена Романовна, Кандидат экономических наук, сотрудник лаборатории институционального анализа. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Шерешева Марина Юрьевна, Доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной институциональной экономики, директор Центра исследований сетевой экономики, заведующий лабораторией институционального анализа. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Аннотация:

Идентификация промышленных кластеров, которые создаются и функционируют на основе формальных и неформальных связей, является актуальной исследовательской задачей. В статье обозначена проблема ограниченности существующих подходов к решению данной задачи, проанализированы недостатки метода выделения вертикально организованных структур на базе технологических связей и территориальной близости предприятий, потенциально составляющих кластер, и предложен метод выделения промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей. Методологической базой исследования послужили новая институциональная экономическая теория, а также теоретические положения формирования и развития кластеров, промышленных районов и других территориально-отраслевых структур. Использованы методы анализа, синтеза, классификации, бинарных связей. Предложенный авторами метод выделения промышленных кластеров апробирован на примере текстильного кластера Ивановской области. Результаты исследования подтверждают, что авторский подход к идентификации промышленного кластера позволяет определять состав предприятий – участников кластера, дает основу для анализа вертикальных и горизонтальных связей между ними с учетом информации о контрагентах. Это выступает основой для изучения причин и истоков зарождения кластера, включая мотивацию участников, драйверы и барьеры участия в кластере, особенности управления и координации совместной деятельности, наличие особых синергетических эффектов для участников кластера, взгляд на стратегию его развития. Предложенный подход может быть применен в отношении других регионов РФ и целого ряда других отраслей.

Ключевые слова:

бизнес-связи; промышленные кластеры; кластерные промышленные системы; коопкуренция; устойчивость кластеров; старопромышленные регионы.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Валитова Л.А., Шарко Е.Р., Шерешева М.Ю. (2021). Выделение промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей: пример текстильной отрасли // Управленец. Т. 12, №4. С. 59–74. DOI: 10.29141/2218-5003- 2021-12-4-5.