Как улучшать предоставление публичных услуг: взгляд экономистов |
Авторы: Тамбовцев Виталий Леонидович, Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Рождественская Ирина Андреевна, Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления. Финансовый университет при Правительстве РФ Аннотация: Улучшение предоставления публичных услуг выступает одной из центральных задач реформ государственного управления, поэтому анализ подходов к ее решению имеет особую актуальность. Статья посвящена определению направлений улучшения предоставления публичных услуг с учетом результатов современных экономических исследований. Методология работы основывается на совокупности положений государственного управления. Применялись методы контент-анализа и систематизации. Результаты исследования показывают, что имеющиеся подходы к улучшению публичных услуг не учитывают важных аспектов их производства и предоставления, которые раскрывает модель принципала – агента, а также концепция разграничения исследуемых, опытных и доверительных благ, имеющая более чем полувековую историю. Показано, что эмпирически выявленные негативные последствия применения нового государственного менеджмента в таких сферах, как здравоохранение и образование, являются прямыми следствиями этого неучета. Обозначены направления, предусматривающие улучшение предоставления публичных услуг: предлагается принимать во внимание тип услуги; разграничивать качество услуги и качество обслуживания; осуществлять производство доверительных благ и услуг высокого качества в некоммерческих организациях, причем привлекать к этому работников, ориентированных на служение обществу. Ключевые слова: государственное управление; новый государственный менеджмент; публичные услуги; исследуемые блага; опытные блага; доверительные блага; модель «принципал – агент»; работа на показатель. |