Внедрение ERP-систем малыми и средними компаниями в России: барьеры и перспективы |
Авторы: Ковалев Виктор Евгеньевич, Доктор экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности. Уральский государственный экономический университет, Новикова Ксения Владимировна, Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции. Пермский государственный национальный исследовательский университет Добровлянин Вадим Дмитриевич, Аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции. Пермский государственный национальный исследовательский университет Аннотация: Одним из инструментов эффективного управления в малом и среднем бизнесе являются ERP-системы. Однако теоретические и эмпирические работы в этой области не позволяют комплексно оценить механизмы внедрения подобных систем. Статья посвящена изучению российского рынка ERP-систем, сравнению их преимуществ и недостатков, а также особенностям внедрения в малом и среднем бизнесе. Методологическую основу исследования составил процессный подход к описанию этапов внедрения ERP-системы. В качестве методов исследования использовался количественный опрос предпринимателей. Информационную базу составили данные анкетирования 103 респондентов в период с июня по октябрь 2023 г., а также данные Федеральной службы государственной статистики за 2016–2021 гг. Выявлено, что наиболее выгодное положение на российском рынке ERP-систем для малого и среднего бизнеса занимает компания «1С». Результаты сравнительного анализа ведущих российских ERP-решений также подтверждают, что продукт «1C ERP» является наиболее подходящим для малого и среднего бизнеса по функциям, стоимости и скорости внедрения. Предложена комплексная модель внедрения ERP-системы для малого и среднего бизнеса, особенностью выступает высокая скорость внедрения, что критически важно для данного сектора экономики. Также этот подход можно рассматривать в качестве практического руководства по внедрению ERP-системы в малых и средних компаниях. Результаты исследования акцентируют важность явления цифровой трансформации малого и среднего бизнеса посредством внедрения ERP-систем. Ключевые слова: ERP-системы; управление бизнес-процессами; предпринимательство; малый и средний бизнес; цифровая трансформация; российский рынок. |