English (United Kingdom)Russian (CIS)

Авторы:

Федоров Сергей Игоревич, Младший научный сотрудник. Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, г. Москва, РФ; аспирант, ассистент экономического факультета. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация:

Проблема регулирования розничных цен на топливо является актуальной в условиях шокового периода, который переживает мировая энергетика: цены становятся особенно волатильными. Однако изменчивость цен – это фактор координации планов потребителей и производителей топлива. Экономическая теория не объясняет, почему в одних странах в шоковый период правительства склоняются к регулированию розничных цен, а в других – развивают рыночные механизмы ценообразования на топливном рынке. Статья посвящена определению влияния характеристик социального порядка (по Д. Норту) на склонность правительства устанавливать механизм ценового регулирования в розничном сегменте топливного рынка. Методологической основой исследования служит новая институциональная экономическая теория. Методы работы включают: разбор кейсов, сравнительный межстрановой анализ, статистический анализ. Информационной базой послужили нормативно-правовые акты, данные государственной статистики США и России по ценам на топливо за 2019–2023 гг., материалы проекта GlobalPetrolPrices. В результате выявлены различия в оценках проблемы неопределенности правительствами стран с разными социальными порядками: для регуляторов в социальных порядках открытого доступа отраслевые шоки – это задача по нахождению нового способа адаптации к рыночной конъюнктуре; для регуляторов в порядках ограниченного доступа – риск дестабилизации. Выводы исследования вносят вклад в объяснение институциональных причин реализации отраслевой политики.

Ключевые слова:

ценовое регулирование; экономическая конкуренция; механизмы управления трансакциями; социальные порядки; розничные цены; топливо.

Скачать полный текст статьи

Ссылка для цитирования: Федоров С.И. (2024). Регулирование розничных цен на моторное топливо: влияние характеристик социального порядка // Управленец. Т. 15, № 1. С. 83–96. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-1-6. EDN: WNOQEK.